Центры ответственности. Учет затрат по центрам ответственности
Автор: Методический материал
Дата: 2019-07-29 Переход на главную
Центры ответственности. Учет затрат по центрам ответственности
Центр ответственности представляет собой сегмент организации или направление его деятельности, ответственность за результаты по которому может быть возложена на несколько структурных подразделений, возглавляемых менеджером, обладающим делегированными полномочиями и отвечающим за результаты этого сегмента.
Исходя из различий функциональной направленности деятельности таких структурных подразделений, их места в организационной структуре управления, а также широты полномочий их руководителей, выделяют ряд типов центров ответственности в рамках организации:
центр затрат,
центры обслуживания,
центры прибыли,
центры инвестиций,
центр продаж.
Цель учета по центрам ответственности состоит в обобщении данных о затратах и результатах деятельности по каждому центру ответственности с тем, чтобы возникающие отклонения от сметных показателей можно было отнести на конкретное ответственное лицо.
Деление организации на центры ответственности должно отвечать следующим основным требованиям:
центры ответственности необходимо увязать с производственной и организационной структурой фирмы;
во главе каждого ЦО должно быть ответственное лицо – менеджер;
в каждом ЦО должен быть показатель для измерения объема деятельности и база для распределения затрат;
необходимо четко определить сферу полномочий и ответственности менеджера каждого ЦО, для каждого ЦО необходимо определить формы внутренней отчетности.
Менеджеры центров ответственности должны не только обеспечивать выполнение бюджетов, но и разрабатывать предложения вышестоящим органам управления по эффективному использованию ресурсов, обеспечению запланированного размера прибыли в рамках контролируемой ими деятельности подразделений.
Кроме того, при делении организации на центры ответственности необходимо учитывать социально-психологические факторы, которые могут повлиять на мотивацию руководителей соответствующих центров, а также брать во внимание отраслевые особенности компании, специфику технологии производства, уровень технической оснащенности и т. д.
Отличительная черта учета по ЦО заключается в изменяющейся величине подробностей, включаемых в отчеты, подготавливаемые на различных уровнях управления.
Фактически это отсутствие подробностей (расшифровки статей в отчетах) так называемого управления по исключениям.
Управление по исключениям – это принцип, означающий, что менеджеру, стоящему выше, нет необходимости проверять операционные подробности на более низком уровне, пока не появится проблема, то есть учетные данные сжимаются так, чтобы их можно было быстро проанализировать.
Далее следует остановиться на способах организации системы управленческого учета.
В международной практике существуют четыре варианта организации управленческого учета в системе бухгалтерского учета.
В первом варианте для осуществления взаимосвязи между финансовым и управленческим учетом используются специальные связующие счета.
Во втором варианте управленческий учет по отношению к финансовому становится полностью автономным, а взаимосвязь между ними осуществляется оперативным путем, т. е. вне системы счетов бухгалтерского учета.
В третьем варианте учет затрат в разрезе экономических элементов и доходов по видам деятельности ведется в финансовой бухгалтерии.
Управленческий учет объединяется с оперативным и ведется без использования системы бухгалтерских счетов.
В четвертом варианте управленческий и финансовый учет ведется в общей бухгалтерии с использованием единого счетного плана.
Этот вариант основан на полной интеграции учета затрат и доходов в объединенную бухгалтерию.
В большинстве российских предприятий применяется именно этот вариант организации бухгалтерского учета.
Выбор варианта организации управленческого учета во многом зависит от того, какому счетному плану отдаст предпочтение руководство организации.
Смотрите также по теме:
Переход к следующему ответу
Просмотров: 539
|