Система «директ-костинг» как калькуляционная система и основа для принятия управленческих решений, ее отличие от нормативного метода учета
Автор: Методический материал
Дата: 2019-07-29 Переход на главную
Система «директ-костинг» как калькуляционная система и основа для принятия управленческих решений, ее отличие от нормативного метода учета
Сущность системы директ-костинг состоит в подразделении затрат на постоянные и переменные их составляющие в зависимости от изменения объема производства, причем себестоимость продукции планируется и учитывается только в части переменных затрат на производство и реализацию продукции.
Разница между выручкой от продажи продукции и переменными затратами представляет собой маржинальный доход.
При этой системе постоянные расходы в расчет себестоимости продукции не включают и списывают непосредственно на уменьшение прибыли предприятия.
Можно выделить несколько разновидностей системы директ-костинг:
1) классический директ-костинг – калькулирование по прямым (основным) затратам, которые в то же время являются переменными;
2) система учета переменных затрат (простой директ-костинг) – калькулирование по переменным затратам, в которые входят прямые расходы и переменные косвенные расходы;
3) система учета затрат в зависимости от использования производственных мощностей (развитой директ-костинг) – калькуляция всех переменных расходов и части постоянных, определяемых в соответствии с коэффициентом использования производственной мощности.
Важным достоинством системы директ-костинг является возможность детального и качественного изучения зависимости между объемом производства, затратами и прибылью.
Данная модель имеет значительные преимущества по сравнению с другими системами.
Прежде всего, следует назвать упрощение и точность исчисления себестоимости продукции, так как себестоимость планируется и учитывается только в части производственных затрат.
Отсутствуют процедуры по составлению сложных расчетов для условного распределения постоянных затрат между видами продукции, т. к. они непосредственно списываются на уменьшение финансового результата.
Важным преимуществом является объективная возможность определения порога рентабельности, запаса прочности предприятия и нижней границы цены продукции.
Кроме того, применение системы директ-костинг дает возможность проведения сравнительного анализа рентабельности различных видов продукции, определения оптимальной программы выпуска и реализации, выбора более выгодной модели организации производства.
Таким образом, благодаря директ-костингу расширяются аналитические возможности учета, причем наблюдается процесс тесной интеграции учета и анализа.
Безусловно, положительным моментом является и то, что в условиях рыночной экономики директ-костинг позволяет получать информацию о возможности использования в конкурентной борьбе демпинга – продажи товаров по заведомо заниженным ценам (что связано с установлением нижнего предела цены).
Этот прием применяется в периоды временного сокращения спроса на продукцию для завоевания рынков сбыта.
Директ-костинг позволяет руководству заострить внимании на изменение маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по различным изделиям.
Система обеспечивает возможность быстрого реагирования производства в ответ на меняющиеся условия рынка.
Она также становится составной частью маркетинга – системы управления предприятием в условиях рынка и свободной конкуренции.
Вместе с тем теоретические и практические исследования системы директ-костинг позволили выделить и следующие ее недостатки:
возникают трудности при разделении затрат на постоянные и переменные;
ведение учета в разрезе только производственной себестоимости, т. е. по сокращенной номенклатуре статей, не отвечает требованиям отечественной системы учета, так как отсутствует расчет полной себестоимости продукции, необходимой согласно законодательству;
кроме того, многие считают, что директ-костинг не дает ответа на вопрос, какова же полная себестоимость производимого изделия.
Поэтому требуется дополнительное распределение условно-постоянных расходов, когда необходимо знать полную себестоимость.
Переход к следующему ответу
Просмотров: 508
|