Учетная политика для целей налогового учета
Автор: Методический материал
Дата: 2019-07-29 Переход на главную
Учетная политика для целей налогового учета
В налоговом законодательстве отсутствует определение понятия «учетная политика для целей налогообложения», а подходы к ее формированию представлены достаточно разрозненно (п.12 ст.167, статьи 313 и 314 НК РФ).
Учетная политика для целей налогообложения должна обеспечивать получение данных налогового учета, которые отражают (ст. 313 НК РФ):
порядок формирования суммы доходов и расходов;
порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
порядок формирования сумм создаваемых резервов; сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.
Подтверждением данных налогового учета являются:
1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
2) аналитические регистры налогового учета;
3) расчет налоговой базы.
Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:
наименование регистра;
период (дату) составления;
измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
наименование хозяйственных операций;
подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Налогоплательщик самостоятельно в установленных НК РФ рамках разрабатывает и утверждает элементы учетной политики.
Эти элементы можно разбить на различные группы, например, по отношению к конкретным налогам.
Возможна и другая группировка элементов учетной политики:
основную (элементы, необходимые для учетной политики всех налогоплательщиков, применяющих обычную систему налогообложения);
специальную (элементы, необходимые только для некоторых категорий налогоплательщиков);
дополнительную (необязательные элементы).
В соответствии со ст. 313 НК РФ учетная политика организации для целей налогообложения утверждается соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
В ней следует выделять организационные и методические приемы и способы ведения налогового учета и при этом давать ссылку на статью НК РФ, на которой основан выбор того или иного варианта учета.
В приложениях к приказу об учетной политике следует привести перечень и формы аналитических регистров налогового учета, перечень бухгалтерских регистров, применяемых для налогового учета; перечень объектов основных средств, по которым при исчислении сумм амортизации применяются специальные коэффициенты и др.
В том случае, если в течение налогового периода организация начинает вести новые виды деятельности, по которым при формировании учетной политики для целей налогообложения не были предусмотрены способы ведения налогового учета, порядок отражения этих видов деятельности в налоговом учете следует зафиксировать в приказе о внесении дополнений в учетную политику.
При переходе организации на новые виды деятельности изменения и дополнения в учетную политику для целей налогообложения вводятся с начала нового налогового периода.
В этом случае организация–налогоплательщик определяет и фиксирует в учетной политике принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.
Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается добровольно с начала нового налогового периода добровольно, а при изменении законодательства о налогах и сборах – не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.
Учетную политику для целей налогообложения нет необходимости представлять в ИФНС, кроме случаев камеральной или выездной налоговой проверки.
Смотрите также по теме:
Переход к следующему ответу
Просмотров: 414
|