Анализ рентабельности продукции. Анализ себестоимости продукции по элементам затрат
Общий смысл показателей рентабельности - определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала. Поскольку это относительные показатели, они практически не подвержены влиянию инфляции.
Рассмотрим основные показатели рентабельности:
Рентабельность реализованной продукции РП - показывает размер прибыли на рубль реализованной продукции Рп = Пч/Vp ,
где Пч – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль);
VР - выручка от реализации продукции (работ, услуг).
Этот показатель свидетельствует об эффективности не только хозяйственной деятельности предприятия, но и процессов ценообразования. Его целесообразно рассчитывать как по общему объему реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.
Рентабельность объема продаж РVП - модифицированный показатель рентабельности продукции; Рvп = Пр/ VР ,
где ПР - прибыль от продаж. Основными путями повышения рентабельности продукции являются:
- снижение затрат на единицу или 1 руб. продукции;
- улучшение использования производственных ресурсов, формирующих себестоимость (снижение фондоемкости, материалоемкости, зарплатоемкости, амортизациоемкости продукции или повышение обратных им показателей фондоотдачи, материалоотдачи и т.д.);
- рост объема производства;
- рост цен на продукцию, сопровождаемый улучшением ее качества.
Для оценки влияния на уровень себестоимости продукции используют двухфакторную модель типа Рп = Пч/Vp. Оценка этого влияния производится методом цепной подстановки. Себестоимость продукции – важнейший показатель экономической эффективности ее производства, отражающий все стороны хозяйственной деятельности и аккумулирующий результаты использования всех производственных ресурсов. От его уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования. Анализ себестоимости продукции, работ и услуг позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, влияние факторов на его прирост, резервы, а также дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.
Источники информации: данные статистической отчетности «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т.д.
Повышение эффективности использования отдельных видов ресурсов обусловливает сокращение затрат на производство реализованной продукции, снижение ее себестоимости и рост прибыли. Количественная оценка этих факторов – первостепенная задача анализа деятельности любой организации. Рассмотрим порядок расчетов изменения себестоимости в результате изменения ее элементов – затрат по оплате труда, материалов, амортизации.
Общее изменение себестоимости за анализируемый период составляет: Срп = Т + М + А,
Где Срп – общее изменение затрат на производство реализованной продукции;
Т – изменение затрат по оплате труда;
М – изменение материальных затрат;
А – изменение амортизации.
Изменение затрат по оплате труда характеризуется абсолютным и относительным отклонением:
абсолютное отклонение: Т = ОП2 – ОП1;
относительное отклонение: Т = ОП2 – ОП1хIN, где
ОП2, ОП1 – отчетная и базовая величина затрат по оплате труда;
IN – индекс изменения выручки от реализации продукции, работ, услуг. IN = В1 /В2, где
В2, В1 – отчетная и базовая выручка от реализации продукции.
Аналогичным образом определяются отклонения себестоимости, вызванные изменениями материальных затрат:
а) абсолютное отклонение: М = М2 – М1;
б) относительное отклонение: М = М2 – М1х IN, где
М2, М1 – отчетная и базовая величина материальных затрат.
Изменения амортизации также ведут к отклонениям себестоимости:
а) абсолютное отклонение: А = А2 –А1;
б) относительное отклонение: А = А2 –А1х IN, где
А2, А1 – отчетная и базовая величина амортизационных отчислений.