Методология оценки бизнеса. Характеристика методов оценки стоимости предприятия (бизнеса)
Оценку бизнеса осуществляют с позиций трех подходов: имущественного, доходного и сравнительного. Имущественный подход основан на принципах замещения, наилучшего и наиболее эффективного использования, сбалансированности и др. Он представляет собой анализ активов предприятия, предназначается для оценки объектов спецназначения, нового строительства, в целях страхования. Методы имущественного подхода:
- методика накопления активов («+» – на основе реально существующих активов и затрат; «-» не учитывает перспектив развития предприятия, его будущие доходы);
- методика чистых активов или скорректированной балансовой стоимости (менее трудоемка и менее корректна);
- расчет стоимости замещения (определение текущей стоимости предприятия – аналога по затратам на строительство современного предприятия и вычитают износ);
- расчет ликвидационной стоимости (путем вычитания из скорректированной стоимости всех активов баланса суммы всех текущих затрат, связанных с ликвидацией предприятия, а также всех обязательств). Доходный подход основан на принципе ожидания, во главу угла ставится доход как основной фактор, определяющий стоимость бизнеса, далее рассчитывается текущая стоимость этих будущих выгод с учетом рисков и неопределенности. Методы доходного подхода:
- методика капитализации дохода используется, когда доход предприятия стабилен, суть состоит в определении ЧОД (чистого операционного дохода ) за первый год , установлении СК(КК) ставки (коэффициента) капитализации и расчете текущей стоимости чистого операционного дохода.
- методика дисконтирования денежного потока (прогнозируются ЧОД по годам и остаточный период, когда доход становится стабильным, определяются ставки дисконтирования будущих доходов и рассчитывается текущая стоимость будущих доходов).
Преимущества методик в том, что учитываются будущие условия деятельности предприятия, условия формирования цен, условия рынка, недостаток – умозрительность. Классификация и оценка рисков при проведении оценки бизнеса. Риск – это неопределенность, связанная с возможностью возникновения неблагоприятных ситуаций и последствий при осуществлении того или иного бизнеса, связанных с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации; внешнеэкономический риск; неопределенность политической ситуации в стране; неполнота информации о динамике технико-экономических показателей новой техники и технологии; колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов; неопределенность природно-климатических условий; производственно-технологический риск; неопределенность целей, интересов участников; неполнота, неточность информации о финансовом положении и деловой репутации предприятий-участников и др.
Оценщика интересует ожидаемый доход и риски, связанные с его получением. Учет риска осуществляется двумя путями:
- понижаются ожидаемые будущие доходы, корректировка осуществляется через коэффициенты, отражающие вероятность получения доходов;
- используют более высокую ставку дисконтирования.
В оценке бизнеса применяется модель оценки капитальных активов (САРМ), т.к. предприятие, это лишь часть из набора инвестиционных возможностей на рынке, цена на предприятие определяется теми же экономическими факторами и взаимосвязями, которые определяют цены на другие инвестиционные активы. Теория рынка капитала выделяет два вида риска : систематический и несистематический. Несистематический риск (диверсифицируемый), т.е. риск, связанный с особенностями отрасли, конкретной фирмы, видом сделки, он может быть элиминирован за счет диверсификации. Систематический риск, т.е. риск, связанный с неопределенностью получения дохода, обусловленной чувствительностью дохода к изменению в уровне среднерыночного дохода, этот риск нельзя уменьшить путем изменения структуры портфеля.
Систематический риск измеряется с помощью бетта-коэффициента, который показывает отношение доходности данного актива по отношению к доходности рынка ценных бумаг в целом. Бетта-коэффициенты используют для определения ожидаемой ставки дохода в доходном подходе к оценке бизнеса. При этом ожидаемая ставка дохода на конкретную ценную бумагу равняется безрисковому доходу плюс произведение бетта-коэффициента по данной ЦБ на рыночную премию за риск. Рыночный (сравнительный) подход – сопоставление стоимости оцениваемого предприятия со стоимостями аналогов, предполагает, что ценность активов определяется тем, за сколько они могут быть проданы при наличии достаточно сформированного финансового рынка. Методы сравнительного подхода:
- метод рынка капитала или метод компании-аналога (основан на рыночных ценах акций предприятий- аналогов по фактической информации фондового рынка);
- метод сделок или сравнительный анализ продаж – основан на анализе цен приобретения контрольного пакета акций сопоставимых предприятий или предприятия целиком;
- метод отраслевых коэффициентов (соотношений) используют для ориентировочной оценки стоимости предприятия. «Золотое правило оценки» покупатель не заплатит за предприятие больше 4-х кратной величины среднегодовой прибыли до налогообложения.