Бизнес-планирование. Система планирования. Типы бизнес-планов
Бизнес-план – структурированный плановый документ, описывающий, к чему стремится компания и как она собирается этого достигнуть, т. е. в бизнес-плане выражена стратегия развития компании.
Бизнес-план должен ответить на 3 ключевых вопроса:
- где сейчас находимся (текущее состояние дел: т.е. рынок, конкуренция, специфика бизнеса);
- куда движемся (желаемое состояние: т.е. миссия, цели и задачи компании, стратегические предпосылки развития);
- как придем туда (наиболее эффективный путь: т.е. деньги (money), управление (management), маркетинг (marketing) – три M, на которых основывается бизнес-план.
Существуют две важнейшие причины подготовки бизнес-плана: убедить инвесторов или кредиторов в целесообразности вкладывания денег или предоставления кредита компании; сохранять избранный курс и не позволять по причине случайных об-стоятельств отклоняться от него, т.е. эффективно управлять компанией. Таким образом, бизнес-план предназначен как для реше-ния внутренних задач, так и для внешнего использования. Бизнес-план нужен: менеджерам, собственникам, кредиторам и инве-сторам. Эти “потребители” предъявляют разные требования к бизнес-плану, для них могут быть разные формы плана (план внеш-него управления, план финансового оздоровления, план для получения кредита в банке, план – презентация компании, план для инвесторов (акционеров) компании. Это типы бизнес-планов. Тип бизнес – плана зависит от того, кому предназначается бизнес-план и от степени детализации.
Создание бизнес-плана не является одиночным актом. Бизнес – планирование носит системный характер. Мы вправе го-ворить о системе бизнес-планирования. При разработке бизнес-плана требуется оценить все факторы, влияющие на деятельность компании (внутренние и внешние факторы). При возникновении новых условий, необходимо пересматривать бизнес-план, чтобы внести соответствующие изменения. Бизнес-план это не схоластический документ, а инструмент для эффективного и успешного руководства (управления) компанией.
Менеджеры компании являются создателями и исполнителями бизнес-плана. Выгоды, которые получают при составлении бизнес-плана менеджеры:
- Уяснение идей. Бизнес-план – это итоговый документ; соединяя итоги анализа и идеи, он позволяет дать более ясное представление о желаемом положении дел и о том, как его достичь.
- Создание команды. Разработка плана может усилить чувство сопричастности к общему делу, способствовать созданию команды.
- Практика в проведении анализа и презентации. Исследования и анализ, проводимые при бизнес-планировании, так же, как количественный прогноз прибыли, убытков и наличности, широко используется как инструмент обучения менеджеров.
- Помощь в получении денег. Хорошо составленный бизнес-план не гарантирует, но помогает получить деньги.
Кредиторы получают дополнительную информацию:
- Оценки ликвидности и риска. Должны быть исследованы основные активы и дебиторская задолженность.
- Оценки качества управления. Качество управления зачастую является более важным фактором гарантии кредитов, чем активы компании.
Для инвесторов важно показать:
- шансы возврата (окупаемости) инвестиций очень велики.
- эффективность управленческой команды.
- имеется хороший рынок сбыта для товаров (услуг) компании.
Основные этапы разработки бизнес-плана:
- постановка целей, причем внешних целей, ориентированных на рынок (доля рынка, объем продаж и т.д.), а не на производство (освоение новой продукции, повышение производительности труда и т.д.);
- анализ внешней среды и внутренних возможностей предприятия (бизнес-диагностика);
- определение целевого рынка и конкурентных преимуществ предприятия на этом рынке в результате анализа внешней среды и возможностей предприятия;
- оформление (написание) бизнес-плана.
Структура бизнес-плана включает ряд типовых разделов, хотя их внутреннее содержание может различаться. Основные разделы: Исполнительное резюме. Пишется в последнюю очередь и представляет собой краткое изложение бизнес-плана. Должны быть освещены следующие вопросы: для чего и в каком размере требуются инвестиции, чем занимается компания, в чем суть проекта, каковы основные параметры проекта. Описание компании. Необходимо описать историю развития компании, ее текущее состояние, прогноз будущего развития, назначение продукции и ее уникальность, особенности технологии, роль компании в данной отрасли производства и тенденции развития отрасли, в чем главная сила фирмы и в чем ее слабость, чего необходимо достигнуть в следующие три-пять лет. Описание продукции. Приводится общее описание продукта, сферы применения продукта (возможности использования продукта с подчеркиванием его привлекательных сторон и преимуществ перед конкурирующими товарами), разработка и развитие продукта, конкурирующие продукты (услуги), патенты и лицензии, соответствие стандартам. План маркетинга. Необходимо убедительно показать (возможно, с использованием исследований рынка), что на рынке существует потребность в ваших товарах, и фирма знает, как их лучше удовлетворить. Организационный план. Задача этого раздела показать управленческие способности тех, кто представляет бизнес-план (резюме руководителей) и описывает организационную структуру компании, кадровую политику и стратегию. Производственный план. Описывается где будет изготавливаться продукция, какие требуются производственные мощности, где приобретается сырье, материалы и комплектующие, описание поставщиков, какое требуется оборудование и т.д. Финансовый план. Данный раздел базируется на расчетах проектного анализа и включает: доходы и расходы (основывается на прогнозируемых объемах продаж); денежные поступления и выплаты (cash flow) – служит для прогнозирования денежной наличности по месяцам; балансовый план – отражает состояние активов и пассивов. Анализ рисков. Выявление факторов, увеличивающих или уменьшающих конкретный вид риска, их анализ и оценка уровней риска, разработка мероприятий по снижению рисков.