Анализ состава и динамики прибыли. Анализ финансовых результатов
Система показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности предприятия, включает валовую прибыль, прибыль от продажи товаров, внереализационные, операционные и чрезвычайные доходы и расходы, а так же чистую прибыть.
Валовая прибыль находится как разность между выручкой (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг. Валовая прибыль за минусом коммерческих и управленческих расходов составляет прибыль (убыток) от продаж.
Прибыль (убыток) до налогообложения формируется с учетом прибыли (убытка) от продаж, операционных доходов (+) и расходов (-), внереализационных доходов (+) и расходов (-).
К операционным доходам и расходам относятся проценты к получению, проценты к уплате, доходы от участия в других организациях, прочие операционные доходы и прочие операционные расходы. В состав прочих операционных доходов (расходов) включаются данные по операциям, связанные с движением имущества организации (основных средств, запасов и т.д.).
В состав прочих внереализационных доходов (расходов) входят кредиторская и дебиторская задолженность, по которой срок исковой данности истек; присужденные или признанные должником (предприятием) штрафы, пени, неустойки; прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году; зачисление на баланс имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации и т.д.
Прибыль (убыток) до налогообложения за вычетом налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей составляет прибыль (убыток) от обычной деятельности.
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) находится как сумма прибыли (убытка) от обычной деятельности и чрезвычайных доходов за вычетом чрезвычайных расходов.
Анализ прибыли до налогообложения начинают с исследования ее динамики, как по общей сумме, так и в размере ее составляющих элементов - горизонтальный анализ. Затем проводят вертикальный анализ, который выявляет структурные изменения в составе прибыли.
Вариантом горизонтального анализа является анализ тенденций развития (трендовый анализ), при котором каждая позиция отчетности сравнивается с рядом предыдущих периодов.